Как глуховчане более 20 лет зарабатывают на таможне
Географическая расположенность Глухова – около двух государственных границ с Россией, спасает местных жителей от нищеты, владельцев торговых точек от банкротства, а самих дальнобойщиков – от голодной смерти. Жизнь на таможенном переходе кипит уже лет 25. О том, что творится на контрольно – пропускных пунктах, наш сегодняшний материал из первых уст.
От Глухова до КПП «Бачевск» - 40 км, до «Катериновки» - 15. Мы побывали там и там, и воочию убедились, насколько там интересно и временами шокирующе.
К моменту нашего приезда на «Катериновку» хвост колонны из многотонных фургонов находился далеко от самой таможни – очередь растянулась на километры. Мы пообщались с водителями, коротающими время около машин или в компании своих коллег по «дорожному цеху». Возмущению мужчин не было предела: они удивлялись ужасным условиям пребывания. Для дальнобойщиков не предусмотрено ничего – нет ни туалетов, ни мусорных ящиков, ни ларька, где бы можно было приобрести продукты питания и предметы первой необходимости, охраны тоже нет – просто голая дорога, и все… Люди будто бы высажены на необитаемый остров. 35-летний киевлянин Анатолий рассказал нам, что везет стеклотару, его фура в очереди – 123-я по счету. На таможне он живет уже третьи сутки, и это, по его словам, не много. В прошлый раз жил почти 2 недели, так как были проблемы с прохождением границы из – за отсутствия какого – то документа на товар. «Законы придумывал не я, и, следовательно, должен их соблюдать, стоять на таможне сколько нужно и ждать очереди, - говорит собеседник. – Но, с другой стороны, должны быть соответствующие условия, ведь дальнобойщики – тоже люди! А тут что? Туалетом служат посадки, туда уже ходить страшно: все заминировано человеческими испражнениями. Есть такие места, куда даже не спустишься: загажены все обочины! Вокруг ужасное зловоние, мухи, разведенные антисанитарией, летают огромного размера и зеленого цвета. Только начинаю есть – садятся на еду, приходится отмахиваться все время – они не дают покоя ни в кабине, ни на улице!». Алексей из Днепропетровска поведал нам, что некуда выбрасывать мусор: вдоль трассы – ни одного ящика. Выход один – кидать в кювет. Каждый водитель за один день стояния в очереди существенно засоряет приграничную территорию и лесополосу, ведь бытовых отходов – предостаточно. Это не только естественные отходы жизнедеятельности, а еще и бутылки стеклянные и пластиковые, одноразовая посуда, бумага, салфетки и т.д. Однако если мужчина – водитель может, наплевав на рамки приличия, сбегать по нужде в посадки или справить ее за машиной, то что делать женщинам и пассажирам с детьми из рейсовых автобусов? Далеко не каждый может действовать по принципу «Пусть лучше лопнет совесть, чем мочевой пузырь». Этой категории людей приходится терпеть недолго (автобусы проходят таможню по так называемому зеленому коридору за час – два, потому как в общей очереди с грузовиками не стоят), но все равно в туалете пассажиры нуждаются. У кого нет сил терпеть, идут просить разрешения у пограничников посетить служебную уборную. Как правило, женщинам и детям не отказывает никто.
Однако если в туалет можно сходить и в посадки, туда же и выбросить мусор, то глоток воды и продукты питания взять неоткуда: на приграничной территории нет ни единой торговой точки! До ближайшего населенного пункта – села Катериновка, несколько километров в сторону. Гипотетически добраться туда реально, а на практике – нет: фурой по узким ухабистым проселочным дорогам не поедешь, а пешком не пойдешь, так как многотонник без присмотра не оставишь!
Бдительность прежде всего
Однако если с голодом и неустроенным бытом на трассе еще можно мириться, то с творящимся там беспределом – нет. Самый страшный кошмар водителей – это охотники за чужим добром, промышляющие в колонне грузовиков. Местные дельцы без зазрения совести пользуются беззащитностью мужчин, оказавшихся вдали от родины, на чужой территории и в стесненных жизненных обстоятельствах. Орудуют, как правило, ночью, когда уставшие с дороги водители крепко спят. «Утром встал и обомлел: брезент разрезан, груз украден, - рассказывает Виталий из Белгорода. – Куда жаловаться? Да и толку – то? Меня же и обвинят, что не досмотрел. Позвонил руководству своего предприятия, приехал начальник, стал разбираться… Короче, остался я без зарплаты, да еще и в долгу перед фирмой. Взял кредит, чтобы выплачивать. А для этого, опять же, тружусь на этого же хозяина. Снова вожу товар через данную таможню. Замкнутый круг…». Самый распространенный вид промысла дельцов из Глухова – сливать из фургонов солярку. Бандиты умудряются это совершать так, что водитель, даже если и не спит, а просто находится в кабине, никогда не заметит происходящего! К тому же бандиты приспособились завладевать грузом обманным путем: подсаживают к водителю девочек.
«Бачевск» - другая планета?
Если на «Катериновке» - полный отстой, то на «Бачевске», наоборот, жизнь ключом. О том, что на этой таможне можно зарабатывать, глуховчане узнали совершенно случайно. Когда Украина приобрела независимость и в стране настали нищие тяжелые времена, местные жители стали возить колбасу и сыр в соседнее государство, Россию. Рынок сбыта находился в 90 км от Глухова – в городе Железногорск. Добирались туда с мешками товара на автобусе «Киев – Москва», а обратно – на попутках, так как, во – первых, подстраиваться под рейсовый автобус не всегда получалось, а во – вторых, поймать попутку было проще простого: фуры потоком шли на таможню, а водители охотно подсаживали к себе пассажирок женского пола. Прекрасная возможность восполнить дефицит общения в долгом пути. За проезд дамы расплачивались непроданной колбасой, угощали дальнобойщиков чаем из термоса, который брали с собой в дорогу. А затем глуховчанок осенило: можно ведь возить эти же продукты не в Железногорск, а на таможню, кормить водителей! Так, вскоре вдоль колонны с фургонами начали сновать женщины с тележками и термосами. Сначала единичные экземпляры, а затем на трассу перебрались очень многие. Еще через год промышляющих на КПП «Бачевск» и «Катериновка» насчитывались сотни человек: люди приезжали туда целыми семьями. Мужья таскали тачки вдоль очереди, жены бойко предлагали товар, перечисляя наименования товара, дети продавали газеты, сигареты и т.д. В те лихие 90-е годы таможня спасла от нищеты массу глуховских семей, а также способствовала открытию многих магазинов в Глухове, не допустила банкротства существующие торговые точки. Конечно же, в плюсе остались и сами дальнобойщики: с момента появления на таможенном переходе продавцов их жизнь приняла иной оборот. Здесь и накормят, и напоят, и помогут скоротать время в приятном общении. Ведь женщины, зарабатывающие таким нелегким трудом, таская тачки и огромные сумки, прежде всего – люди, оттого и не прочь просто побеседовать с водителями о житье – бытье. Как говорится, срабатывает синдром случайного попутчика, когда абсолютно чужому человеку, которого видишь в первый и последний раз в жизни, можно выговориться, излить душу… Отдельная тема – жрицы любви. Они тачки не таскают и вообще, тяжелого в руки не берут, приезжают на границу налегке, с дамскими сумочками. Местные девицы пользуются спросом у дальнобойщиков и все довольны: глухвочанки – заработком, а водители – приятно проведенным временем в компании красоток. Как рассказал нам один из бывших пограничников, служащие никогда не препятствовали общению проституток с дальнобойщиками. «А что в этом плохого? Все ведь взрослые люди, все понимаем. Мужикам нужно расслабиться, к тому же, увлеченные дамскими объятиями, они не дебоширят и не хулиганят в колонне, до утра на границе спокойно…».
Глухов - 2
Самый страшный сон глуховчан – это закрытие таможни «Бачевск». Предприниматели, владеющие торговыми точками в городе, говорят, что женщины, скупая в их магазинах товар, кормят почти что второй Глухов. Однако в самом уязвимом положении, конечно же, сами женщины: ведь они из – за этой таможни побросали свои основные работы! Большинство нынешних торговок – представители интеллигенции. Татьяна, Любовь и Диана рассказали нам, что трудились раньше за 2 тысячи гривен в месяц, а здесь эту сумму можно иметь за неделю! «Деньги просто на земле валяются! – говорит экс – секретарь Глуховской РГА Алевтина. – Жалею только об одном – почему не ушла с работы раньше?!». Не в накладе остаются и таксисты: они частенько возят торговок на трассу и обратно. «Проще сделать одну ходку на «Бачевск» за 300 гривен и на «Катериновку» за 150, чем с утра до вечера крутиться по Глухову», - рассуждает водитель службы такси Валерий.
Что по чем?
Мы полюбопытствовали у торговок, по какой цене они продают свой товар. Те не делали из этого секрета: стаканчик чаю или кофе – 10 гривен, порция картошки с двумя котлетами – 50 гривен… Минеральная вода, спиртные напитки, предметы гигиены, туалетные принадлежности – все это продается по двойному или даже тройному тарифу. Сказать, что товар мгновенно расходится, нельзя. Раз на раз не приходится. Бывает, день проходишь, а вернешься домой с полной сумкой и пустым кошельком. Хорошо что хоть на таможню попутками можно добраться бесплатно, и хоть не в проигрыше останешься… И все же дамочки ничуть не жалеют, что избрали для себя именно этот источник заработка. «За 23 года таможни я вырастила двоих детей, обеспечила их жильем, выучила, - хвастается 56-летняя Елена. – Теперь вот обеспечиваю внуков – их у меня трое! Одеваю – обуваю, плачу садики – школы, на Дни рождения дарю тысячи…». И таких, как Лена – очень много в Глухове. Мес тные жители еще и сдают в аренду дальнобойщикам свои дома. Водитель ставит авто на стоянку, а сам дожидается нужно документа в нормальных условиях.
Престижное место работы
За более чем 2 десятка лет заработок на таможне легальным, конечно же, не стал, зато вполне считается престижным. Там уже сформировался свой коллектив и свои негласные правила. Да и у самих торговок за эти годы уже выработался стойкий иммунитет против внешних раздражителей в виде лиц, устраивающих на них гонения. Кто только не пытался убрать с трассы наших женщин! И налоговики, и правоохранители, но все – тщетно. Воевать с глуховчанками – значит, бороться с ветряными мельницами. Даже пережив неприятные инциденты с задержаниями и штрафами, дамы берут тачки и все равно едут на таможню. Несколько лет назад на женщин, продающих продукты питания, активно охотились. Были и аресты, и избиения… 63-летняя Антонина рассказала нам, как однажды, несколько лет назад, ее силой запихнули в машину глуховские менты, завезли в лес и втроем принялись угрожать, что прибьют, если не отдаст им все имеющиеся деньги. Женщина отказалась, и очень об этом пожалела: содержимое ее барсетки все равно отобрали, а ее саму побили. Собеседница потом лечилась в больнице. Сейчас местные правоохранители перестали трогать своих землячек. Начальник полиции Леонид Бибик рассказал, что лиц, о которых идет речь, и им подобных, из органов уволили, а новым строго – настрого запретили беспредельничать на границе. Зато, как стало нам известно, российские полицейские оттачивают свое мастерство на наших торговках… На днях задержали 44-летнюю Анну, довольно уважаемую в Глухове женщину, проработавшую почти 25 лет в одном из бюджетных учреждений. Отобрали паспорт, требовали отдать все деньги, угрожали судом за торговлю в неустановленном месте – на так называемой нейтралке, что между Украинской и Российской таможнями. Аня наотрез отказалась выполнять требования полицейских, ее увезли на машине в отдел полиции г. Севска, долго там продержали, прессовали и пугали. Затем отпустили – Аня дала «на лапу» определенную сумму. Но даже после пережитого женщина все равно ездит на таможню и будет ездить, как она выразилась, до самой смерти. На свой страх и риск. Потому что другого варианта достойно жить она не видит.
Оксана Ковалева