Она никогда не станет старше
2-го декабря Саше исполнилось бы 38 лет. В таком возрасте творческие личности – писатели, художники, поэты – зачастую все еще ходят в «молодых». Про них говорят: «молодой художник», «молодой писатель», подразумевая, что главные их достижения, успехи, творческие взлеты и находки еще впереди – где-то там в будущем.

Однако довольно часто 40-летние «молодые», дожив до седин и утратив свой молодежный статус, так и не достигают пика заветной вершины, не создав шедевра, не написав гениального произведения, которым бы восхищались современники и потомки. А вот если бы судьба позволила таланту Александры Путри раскрыться до конца, ее имя стояло бы сегодня в одном ряду с именами Репина, Айвазовского, Яблонской… Так считают искусствоведы. Но она из тех, кто никогда не станет старше. И то, что эта одиннадцатилетняя девочка успела нарисовать, поражает и восхищает: «Головокружительность дарования этой удивительно талантливой девочки несоизмерима с печальным фактом ее смерти», – так писали в книге отзывов посетители выставок работ Саши Путри, – украинцы, россияне, поляки, австрийцы, немцы, французы, голландцы, канадцы, американцы…
Ее работы демонстрировались более чем в пятидесяти странах. За последние шесть лет жизни юная художница из Полтавы Саша Путря создала 2276 работ. 46 альбомов хранят ее рисунки. Кроме того, множество портретов и шаржей в записных книжках, книжная графика, поздравительные открытки, архитектурные, анималистические работы. К некоторым из них она сочиняла прекрасные стихи. Ее фамилия переводится с санскрита как «Дитя».

Это одаренное дитя создало такие необыкновенные работы, перед которыми немеют маститые художники. Первое, на что обращаешь внимание – это глаза на ее портретах. Огромные, непостижимые, от них невозможно оторваться. И главное – исполненные глубокой печали. Еще бы: их рисовала девочка, измученная борьбой с болезнью, знавшая, что несмотря на эту изнурительную борьбу, дни ее сочтены. Печальные глаза даже у спеленутого младенца, а один рисунок так и называется: «Печальная лошадка». Как удавалось Саше передать чувства и качества характера в своих, в общем-то, по-детски схематичных рисунках? «Добрая Змея королева», «Надменная герцогиня» – и мы видим: да, змея (!) добрая, а лошадка печальная, а герцогиня именно надменная, а не какая-то другая... Ее котики и собачки, распивающие чай с французским тортом ни в чем не уступают самым лучшим иллюстрациям в детских книжках. Все эти мелкие, тщательно прорисованные детали; обычные вещи, украшенные причудливым орнаментом говорят о том, что юная художница очень любила всех своих выдуманных героев. Доблестные и справедливые принцы, короли и рыцари заполняли её альбомы. И саму себя Саша представляла в этой компании прекрасной и доброй принцессой.
«Это я ещё маленькая, тогда была звёздная и тёмная ночь без луны, и потому у меня такие большие глазки», — говорила она. А в ее огромных, как на иконе, глазах затаились страдание и печаль...

При жизни Сашины рисунки выставлялись всего два раза, в родной Полтаве, и она очень этим гордилась. Папа Саши – художник, мама – музыкант. Девочка начала рисовать в три года: «Когда я вырасту большая, непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью». «Ручки и личико ее всегда были вымазаны фломастерами или акварельными красками. Вся наша квартира, ванная комната, кухня, туалет, двери шкафов разрисованы до той высоты, куда доставала она рукой. Рисунки свои щедро дарила друзьям и родственникам – на праздники и дни рождения поздравляла открытками, которые рисовала сама, сама же писала и тексты, часто в стихах», – вспоминал отец Саши Евгений Путря. Рисовала она почти всегда под музыку, записи песен, детских сказок, инсценировок, мюзиклов. Она знала наизусть почти все сто пластинок, которые были в её фонотеке. Отец Саши пытался обучить дочь рисованию по академической программе, однако, натолкнувшись на деликатное, но твердое сопротивление, не стал настаивать. Художественное развитие девочки формировалось самостоятельно. Саша руководствовалась собственным воображением и впечатлениями: рисовала родственников, студенток мамы, наряжая их в сказочные одежды, любимых зверят в невиданном облачении. А еще очень любила рассматривать книги по изобразительному искусству, которые были в домашней библиотеке.
В пять лет Саша заболела лейкемией. Дочку, которой, по словам врачей, оставалось жить не больше месяца, отец отвез в Киево-Печерскую лавру. И случилось чудо: девочка прожила еще шесть лет. И все эти годы она рисовала, даже в больницу брала с собой все необходимое для рисования. Если были новые рисунки, значит, все шло хорошо. Если рисунков не было, это означало, что болезнь наваливалась с новой силой. Ей приходилось ежедневно принимать по четыре укола и целую кучу таблеток. За шесть лет ей поставили около 150 капельниц, она сдала сотни анализов. С каждым разом выкарабкиваться становилось все трудней и трудней. Незадолго до смерти Саша попросила: «Если у меня опять начнется обострение, не надо меня лечить. Только не обижайтесь и не плачьте – я уже устала. Я знаю, смерть не страшна...». Сашенька прожила 11 лет, 1 месяц и 21 день… Последний ее рисунок – «Звезда Сириус». Однажды Саша попросила папу положить руку на лист бумаги и обвела её. После чего так же обвела и свою руку. Законченный рисунок родители увидели уже после её ухода 24 января 1989-го года. На рисунке был изображён Сириус – звезда, на которую, как считала девочка, улетают души умерших.
Творчество Саши Путри понятно всем, даже самым маленьким. Мать Тереза, Елена Образцова, Олесь Гончар, Борис Патон, Робертино Лоретти, София Ротару, митрополит Феодосий – Саша в одном списке со всеми этими людьми, – она награждена орденом святого Николая Чудотворца с девизом: «За преумножение добра на Земле» (2000, посмертно) и золотой медалью Христа Спасителя «За жизнь, достойную человека» (1998, посмертно).
Елена Долгая
Выражаю глубокую признательность глуховской поэтессе Марине Левандович за то, что открыла для меня имя этой необыкновенной художницы
Поділитися в соціальних мережах:
Знайшли помилку у статті? Виділіть слово/кілька слів та натисніть Ctrl+Enter