Новость из категории: Новини з відео / Статті

Визволення Глухова словами його учасників(відео)

При вивченні питання визволення нашого міста, 30-31 серпня 1943 року, суттєво розширюють коло джерел спогади його безпосередніх учасників. Радіожурналіст В.О. Безкоровайний протягом 70-х-90-х років, при першій же нагоді брав у них цікаві інтерв’ю. І на сьогодні він підтримує зв’язки з сім’єю учасника визволення І.М. Рубінштейна.

Для поповнення сторінок важливої для глухівчан події, ним люб’язно надані аудіо записи спогадів ветеранів Глухівської 70-ї гвардійської стрілецької дивізії, Глухівської 23-ї танкової бригади і Глухівської 226-ї стрілецької дивізії. Частина з них включена до даної публікації з скороченнями і узагальненнями та збереженням стилю мови проінтервйованих. При цьому перші місця займають записи з ветеранами двох перших військових частин, так як 226-та стрілецька дивізія, обійшовши з боями Глухів зі сходу і південного-заходу, окрім взаємодіючих підрозділів, не входила безпосередньо до міста.

М.Д. Рычков, ветеран Глуховской 70-й гв. стр. дивизии.

 

В должности командира стрелкового взвода в составе 70-й гвардейской стрелковой дивизии, 205-го гвардейского стрелкового полка, после успешных боев задача была поставлена нашему полку и дивизии освободить город Глухов. Я, непосредственно в Глухове, участвовал в боях за вокзал. И вот, когда я приехал в город, я сразу побежал к вокзалу. И если, можно бы так образно выразится, бежал я как младенец к своей матери, посмотреть те места, что было сравнить, что сейчас есть.

Я узнал те места, где непосредственно проходил бой. Бой сам проходил так. Мне была поставлена задача в составе взвода, во взаимодействии с другими подразделениями овладеть вокзалом. Вокзал укреплен был несколькими огневыми точками. Немцы находились между шпалами, рельсами, огневые точки непосредственно в вокзале. От вокзала по скверу была вырыта траншея, как ход сообщения, в которой находились офицер, пулеметчик и снайпер.

Сначала мы, вдоль двигаясь по кювету, хотели непосредственно ворваться туда, к вокзалу пройти. Но переход через переходной мостик, нам он не дал возможности перейти, мы вынуждены были зайти в кювет, невдалеке он там был, и кювет вообще-то оказался практически ловушкой. Здесь я потерял многих товарищей, потому что он не давал оттуда выйти. И уже тут, благодаря тактической смекалке, мы вышли из него, показывая на прикладе головные уборы, а сами справа и слева стреляя на ходу, овладели траншеей и в дальнейшем развалинами уже вокзала.

П.М. Хальзов, ветеран Глуховской 70-й гв. стр. дивизии. С северо-западной стороны мы наступили на железнодорожный вокзал. Помню, там была группа немцев, в этом здании железнодорожного вокзала. Они отстреливались, мы заняли домик около этого вокзала, был домик, значит. Около часа, мы с ними сражались. Они видимо отступили, мы заняли железнодорожный вокзал и продвинулись дальше. А остальные части наши брали город. На утро мы вышли из города, город был освобождён, и пошли дальше, на Конотоп.

В.С. Галянович, ветеран Глуховской 70-й гв. стр. дивизии.

 

Запомнилось в городе то, что были такие случаи, когда я был первый. До меня люди не видели ни одного красноармейца. Ликование такое: люди плачут, целуют, смеются. 30-го, в день освобождения нас послали в разведку на мотоцикле с люлькой, на каждом мотоцикле по два человека, на каждой люльке пулемет. Вот так, мы были вооружены. В Глухов заходили наши ребята с разных частей, как бы в кольцо брали.

Я, в Глухов заехал со стороны улицы Гоголя, вдвоём, там у забора мельницы меня немец и подстрелил. Мы их троих тоже. И это весь бой для меня. Получил ранение в голову, очень плохо себя чувствовал.

Лечили в больнице одинаково, а вот отношение ко мне было очень хорошее, в больнице, чуть ли не плакали, ведь я был молоденький сержант. Из Глухова я вернулся в часть под новый год.

А.Г. Логачев, ветеран Глуховской 70-й гв. стр. дивизии. Перед нашей ротой была поставлена задача, да, я помню тогда говорили - мы должны создать видимость окружения. Это была излюбленная тактика командира дивизии И.А. Гусева, он несколько раз применял её, это тактика обхода. Нашей стрелковой роте была поставлена задача обойти город с запада и завязать бой. Основные силы роты, потом я прочитал в историческом формуляре и так говорили, дошли они до дороги на Черторыги (сейчас село Шевченково). Развернулись они на восток и завязали бой.

Наш взвод повернул вправо раньше. Мы где-то перешли железную дорогу, это Баничи по-моему – Глухов. И вскоре мы остановились, и с наступлением темноты, вошли в город. В то время, это было с вечера, но всё равно было темно, трудно было разглядеть что-то. Идти по занятой врагом территории, неприятно даже обстрелянному бойцу. Вот я помню, новички жались друг к другу. Днём они храбрые таки, а ночью кучками жмутся друг к другу, к нам жмутся. Помню место низкое было. Я вот, по приезду сразу же пошёл в город, и примерно нашёл это место. Это где-то район Красной Горки и Новой Гребли. Помню, что там увалы, бугры, рытвины какие-то, дорога идёт даже как по траншее. Мне жители рассказывали, что немцы боялись этой дороги, когда убегали.

Я слышал стрельбу слева от нас, это видимо рота развязала стрельбу у дороги. Видимо эту стрельбу услышали немцы, они поняли, что сила, которая разбила их под Курском, обтекает город со всех сторон. Там, где мы шли, мне показали, где были окопы пулеметные, это в районе пенькозавода, там было два пулеметных гнезда. Немцы не стреляли они забрали, похватали пулеметы и убежали. Я помню, когда мы шли, мы стреляли понемногу. А так, что бы по нам били – этого не было. Стреляли справа, в районе железнодорожного вокзала. А мы вот так прошли, может быть потому я всё запомнил. Я не помню чтобы бой был у нас. Может быть потому, что я только- что перенёс Курскую дугу. Может быть для кого-то это был бой, а для меня не так страшно.

Я по приезду обошел всю западную окраину города. Основные силы полка вошли в город из села Берёза, с юго-запада.

И.М. Рубинштейн, ветеран Глуховской 23-й танк. бригады. Тридцать два года тому назад, 30 августа 1943 года мне довелось участвовать в освобождении города Глухова. В то время, я был командиром танка Т-34, номер 221, который прошёл большой боевой путь от Смоленщины до Глухова.

 

Основные бои, летом 1943 года развернулись на Орловско-Курской дуге. Прорвав глубокую сильную оборону немцев, мы начали освобождение Украины. Первый большой, старинный украинский город Глухов был у нас на пути. Когда мы подошли к городу и начали освобождение вашего города, узнали о том, что это старинный город и много населения осталось в нем. Город наши самолёты не бомбили, не было артподготовки, мы старались меньше стрелять из пушек. Мы выбили немцев, они настолько поспешно ушли из города, оставив всё, и склады с боеприпасами, с вещевым довольствием и продовольствием.

К концу дня, вечером, когда мы освободили Глухов, немцы прислали самолёты и начали его бомбить. Мы его сохранили, а они его разбомбили. Город горел, оставшиеся части помогали тушить пожары и старались спасать людей.

В.Г. Поддубный, ветеран Глуховской 23-й танк. бригады. Так как я бывший пехотинец, меня определили в мотострелковый батальон танковым десантом. По шляху Есманскому шли, заходили в город. Справа у нас была высотка какая-то, как её называли – не знаю. Были склады, горючее, боеприпасы, это всё горело. Слева были жилые дома и были сады. И когда входили в Глухов, чуть ли не без боя, я был на танке сверху. В роли десанта - мы вели огонь и танки вели огонь, настолько это необходимо было. Глухов, поскольку он стоит на горе помню: церковь, домостроения, речечку внизу. В леске Борке мы остановились, ночь переночевали.

На следующий день нам дали команду, опуститься вниз, так я выражаюсь. Сосредоточились мы у сада (Трохименкового), замаскировали танки, так как неизбежен был налёт, оно таки и было. Я лично стоял у танка возле плодоконсервного завода, завод горел, разбит был. На бреющем полёте "Юнкерс” сбросил на завод бомбу. Эта бомба была полутонная и шарахнула так, что город затрясся.

А.А. Плотникова, ветеран Глуховской 226-й стр. дивизии. Это был город Глухов, мы шли где была тогда мельница, я запомнила. В крайних дворах, мы организовали концерт, где пребывало много раненных, и мы оказывали им первую помощь. Могли чем, как говорится и своим духом поддержать их. Потому, что раненые плачут, сестра помогите, а нам было самим по восемнадцать лет.

М.Е. Щербаков, ветеран Глуховской 226-й стр. дивизии. Адъютант командира 285-го стрелкового полка.

Когда мы подходили к Глухову, меня командир полка послал на левый фланг в третий батальон. Там уже были забраны в плен немцы. Я нашел командира батальона, узнал у него обстановку. После я увидел, что наши войска уже шли через Глухов.

Т.С. Следюк, ветеран Глуховской 226-й стр. дивизии. Командир стрелковой роты.

Мне пришлось, будучи командиром роты преследовать немцев до Глухова. Мы немцев почти бегом догоняли. Я был сам в Глухове, прошел его, и по выходе из города налетела немецкая авиация. При бомбёжке меня ранило. Дальше я не мог идти, командование ротой отдал своему заместителю. Ночь переночевал в домике на окраине, где – не знаю. Дальше попал в госпиталь и находился на излечение в Курске.

М.П. Васюков, ветеран Глуховской 226-й стр. дивизии. Родился в селе Червоном.

Я был рядовым солдатом. Шли мы к Глухову, перед вечером по Эсманскому шляху. Город был разбит, много было кирпича, много бумаги всякой валялось и мусора.

И.И. Симонков, ветеран Глуховской 226-й стр. дивизии.

Утром, 30 августа 1943 года мы вошли в Глухов, а к вечеру освободили его. Был такой жаркий день как в июле. Когда мы шли с боями, голодные, невозможно было покушать. Хотя кормили нас хорошо, но не успевали подвозить пищу на передовую. Отрыли окопы в полный рост и сели на бруствер покушать. С нами был помковвзвода Власов. И вдруг разрывается сняряд метрах в 15-ти, осколок попадает в котелок, каша перемешалась с песком. Звенит в ушах, спросил у Власова, жив ли ты? Он ответил, что да, товарищ старший лейтенант. Каши уже не было и остались мы не покушавши. И наутро мы опять пошли вперед.

И.Г. Щепицкий, ветеран Глуховской 226-й стр. дивизии.

Я тоже участвовал я боях за Глухов. 29 августа я пошел в разведку, меня послал командир полка Белозёров. Дали нам мальчишку лет 14-ти. Он нас вывел к Эсмани, пошли мы дальше, к восточной стороне Глухова. Немцев там обнаружить не удалось. Я доложил об этом. На рассвете мы вместе с танками ворвались в Глухов. На западной стороне стреляли, несколько домов горело. Люди смотрели на нас из-за заборов, дальше встречали нас радостно.

До публікації увійшли інтерв’ю ветеранів у скороченому вигляді. З їх більш повним змістом можна ознайомитись на сайті газети "Кур’єр + ТРК Глухів”.


Матеріал до друку підготував доцент В.І. Бєлашов.
 


Поделиться в соцсетях:

Нашли ошибку в статье ? Выделите слово/несколько слов и нажмите Ctrl+Enter

Похожие новости