Новина з категорії: Статті

Торжество канонического православия

Не так давно в одном из наших материалов затрагивалась тема скандала вокруг прихода храма Георгия Победоносца в Дунайце, связанного со смещением с места церковного старосты Владимира КРАСОВСКОГО.

Многие в общине такой «оргвывод» не восприняли, и, после череды дискуссий и бурных разбирательств решили перейти под юрисдикцию Киевского Патриархата. Естественно, встал вопрос о судьбе храма, в восстановление которого активные прихожане и прежний староста вложили массу собственных сил и средств. Более полусотни дунайчан высказались за его передачу для нужд нарождающейся общины приверженцев «филаретовской» церкви, поставив свои подписи под соответствующим обращением к УПЦ КП. Их логика примерно такова: в селе с менее чем тысячью жителями есть две действующие церкви, что для приверженцев одной конфессии, пожалуй, и многовато. Местные радетели канонической «московской» церкви о подобных компромиссах и слышать не желают: почему, скажите, должны делиться капитально обновленным храмовым строение с какими-то там раскольниками?

Заметим: все дискуссии, споры и сотрясения воздуха с сопутствующими мероприятиями, - как то собрания, назначение старост, выборы «десяток», как бы это вежливее выразиться … не очень занимают души и сердца большинства прихожан. Важные решения – и с той, и с другой стороны - принимались келейно, десятью – пятнадцатью активными членами общины. Маловато! В этом, пожалуй, и корень проблемы.

Определиться с дальнейшей судьбой прихода Святого Георгия местные православные должны были в минувшую пятницу, на сходке у храма. Тотчас после обеда здесь собралось около полусотни местных жителей и любопытствующих. Для упреждения возможных столкновений и провокаций было задействовано, на глаз, до десятка полицейских. Присутствовали и немногочисленные «группы поддержки» из Глухова, с обеих сторон. Их представители вели себя очень сдержанно. Церковь, вокруг которой, собственно, и разгорелись страсти, в этот погожий солнечный день буквально сияла свежей позолотой куполов и девственно белыми стенами. Несколько строителей зачищали на верхотуре неровности шпаклёвки.

Первый к кому обратился, был естественно, главный возмутитель спокойствия – бывший староста и известный художник Владимир Красовский. Он провел меня в помещение храма где продемонстрировал настенную роспись и неотшлифованное резное обрамление иконостаса:

- Вот, всё сделано моими руками. Помогал ещё Иван Дмитриевич ДАВИДЕНКО. Двадцать четыре года отдано этому делу. Знаете, в 1994 году, когда всё это начинал, было очень трудно: организовывать людей, освобождать заброшенное строение от многотонных залежей мусора. Что было тогда, и что есть сейчас – небо и земля. Восстановление храм стало делом всей моей жизни. Представьте, каково мне было, когда меня резко отставили, когда пришёл на работу в церковь, а там уже замки новые врезали, и исчезли мои инструменты. Увы, оказался неугоден священноначалию, которое в самые трудные времена ничем не помогло в восстановлении храма, а когда дело стало идти к завершению, образно говоря, пнуло меня ногой под зад.

Владимир Иванович также заметил, что не считает свое смещение связанным каким-либо образом с обозначившимся в последнее время усиленным поступлением спонсорских средств на строительство и ремонт, и признал, что желание половины прихода отойти под юрисдикции Киевского патриархата связано именно с его смещением.

У другой стороны – иной взгляд на причину конфликта. Вот что говорит, например новый староста – кстати, бывшая жена В. Красовского, Вера Николаевна ЕРЕМЕНКО:

- Да, Владимир Иванович много чего сделал для прихода, храма. Но большинство его заслуг в прошлом, а общине надо жить настоящим, и думать о будущем. В последние годы он уже не работал так, как ранее, стал невосприимчив к чужому мнению, перестал считаться с людьми. Ну, и, большую роль сыграла в этой истории его усиливающаяся тяга к алкоголю.

«Да, - дополняет её стоящая рядом активная прихожанка Анна СТАРЧЕНКО,- Нам очень обидно слушать: «Мол, и то я сделал, и это… А мы что, просто сбоку – припёку. Да целый год отпахала я, мои подруги, Вера, штукатуря храм, трудились часто на износ. А Владимир Иванович всё сбавлял и сбавлял. Иконостас когда обещал окончить, так и не окончил? С обогревателем в церкви по его милости провозились целый месяц, а достаточно было и дня; упёрся ведь, сказал – делать только по-моему, а по его никак не получалось. Ну и эти пьянки в церковном домике, собутыльники его – просто замучили»

Прежнему старосте вменяют в вину и самовольное избрание новой десятки активных прихожан. Его оппоненты утверждают, в частности, что многие в неё были вписаны произвольно, и даже не ведали о своём включении. Они также расценивают как враньё утверждения, что службы в Свято-Георгиевской церкви проводятся формально. Был ими представлен также акт ревизии церковного имущества от 2012г., согласно которому стоимость исчезнувшего рабочего инструмента составляла чуть больше 1,2 тыс. грн., а не 12 тысяч, как утверждает Владимир Иванович. Настоятель храма – иерей Александр в своей оценке ситуации был предельно корректен и краток:

- Ссоры, раздоры, вспыхивающие по наущению нечистого, утихают, забываются, а наше дело – молиться Богу и строить храм.

Надо сказать он вообще производил приятное впечатление: спокойный статный, рассудительный, с живой образной речью – чисто воплощение священника из народа. Ощущалось, что прихожане его очень уважают.

Местный сельский голова Виталий Николаевич МАРТЫНЕНКО считает, что конфликт вокруг прихода связан прежде всего с семейными разногласиями бывшего старосты:

- Да, так и считаю: это всё из-за ссоры Владимира Ивановича с женой.

По ходу начавшегося диалога выяснилась довольно интересная деталь: оказывается, храмовое строение не задокументировано. «Ну о чём вы говорите », - с иронией ответствовал сельский голова на требование представителя УПЦ КП отца Степана, прибывшего для ознакомления с обстановкой и, по-видимому, потенциальными духовными чадами, представить документы на храм.

Долго не мог выяснить у представителей противоборствующих группочек точной численности прихожан. Звучало, что : «громада поділена 50 х 50», дунайчане посещают службы в разных храмах, да и люди, в общем, здесь не очень воцерковленные, и т. д. В конце концов удалось узнать следующее: на обычные службы в церкви святого Георгия Победоносца приходит 15 – 20 человек, праздничные – около 30, большие торжественные литургии – например, на Пасху – до сотни. Цифры, честно говоря, не вселили оптимизма по поводу будущности обновлённой церкви. Здесь, пожалуй, православному духовенству надо не изобличать друг друга в раскольничестве, а активно обновляться, дабы привлечь к себе верующих – так например, как это сделала в начале XVII века украинская православная церковь, дав потом начало реформированию и церкви московской. Достичь тогда успеха наше православие, как по моему мнению - хоть худого, но историка - смогло прежде всего потому, что имело хорошего конкурента – униатскую церковь.

У местных иереев канонического Московского патриархата, судя по всему, кардинально иное мнение на сей счет. В этом можно было убедиться, наблюдая за их поведением в Дунайце. Они явственно пытались поднять волну народного гнева (с пониманием бы отнёсся и к точке зрения, что спровоцировать столкновение на религиозной почве) против «филаретовских раскольников».

Вот глуховский благочинный Алексей РОДИОНОВ истошно кричит отцу Степану, чтобы убирался немедленно в свое Прикарпатье, вот сам архиепископ Роман обращается к местным православным с пламенным призывом гнать того же самого Степана прочь из села. А несколько ранее отец Владимир РЕШЕТНИК говорит в глаза одному из сторонников киевской церкви, что мы, дескать, молимся за прекращение братоубийственной войны, а ваш президент по Америкам разъезжает и просит оружие – убивать наших братьев. Фраза очень примечательная. Она прозвучала - и некий тучный, изрядно облысевший, правда со следами былой военной выправки, гражданин начал очень громко вещать, что в Донбассе никаких российских военных нет, и вообще, мы здесь, далеко от Донбасса, мало понимает, что там действительно твориться. Прибывшая с батюшками и иереями тетёнька в платочке рассказывала – тоже нарочито громко: видела, мол, своими глазами, как в далёкие девяностые злые филаретовцы избивали матушку-игуменью. Хорошая, свежая, и, главное, очень нужная в нашем небесконфликтном обществе информация! Да, чуть не забыл, некий, прибывший с батюшками хмурый субъект заметил наблюдающему за происходящим начальнику полиции, что его сотрудникам здесь делать нечего.

Как бы там ни было, красноречие, несомненная харизма и решительность священнослужителей склонила прибывших на сходку трёх - четырёх десятков местных православных еще раз поддержать кандидатуру нового старосты и продемонстрировать свое единение с «истинной» церковью. Вот такая случилась победа канонического православия.

Андрей КОВАЛЕНКО



Поділитися в соціальних мережах:

Знайшли помилку у статті? Виділіть слово/кілька слів та натисніть Ctrl+Enter

Схожі новини