Новость из категории: Статьи

Станет ли Глухов второй Уманью?

23 июня 2020 года исполнился ровно год, как на старинном, единственным на Сумщине действущем еврейском кладбище в Глухове по инициативе М.Часницкого впервые в Украине был открыт памятник жертвам еврейского погрома 22-23 февраля (7-10 марта)1918 (5678) года. На памятнике написано: «На цьому цвинтарі покояться загиблі під час погрому 22-23 лютого 1918 р. Да будуть їхні душі зав’язані у вузлі життя». Впервые за сто лет на кладбище раввин Сумской синагоги Е.Левитански прочитал кадиш.

О жестокости этого погрома писала газета «Возрождение» от 15(2) марта 1918 г. в статье «Анархия. Варфоломеевская ночь»: «Убито до 500 человек, главным образом интеллигенции. … Пострадало в большинстве еврейское население, убийства совершались с необычайной жестокостью…».

 

Историк И.Чериковер в 1923 г. о Глуховском погроме в материале «Антисемитизм и погромы на Украине в 1917-1918 гг.» писал: «…кровь текла рекой, стреляли в синагогу и порвали Тору». Свитки этой Торы сейчас находятся в нашем Музее истории евреев Глуховщины.

Профессор С.Белоконь, ознакомившись с воспоминаниями австрийского военнопленного И.П. Рогатинского, принимавшего участие в похоронах погибших, описал всю жестокость Глуховского погрома…

В Черниговском Государственном архиве сохранились списки имен 105 жертв этой трагедии. Вот что рассказывала мне член нашей общины Хая-Лея Ароновна Письменная: «В связи с гибелью раввина синагоги Шумяцкого мой отец, кантор синагоги Арон-Нисон Самуилович Письменный, вынужден был заниматься похоронами. Под страхом смерти он выпросил у председателя Ревкома разрешение на захоронение всех погибших».

 

Жертвы были собраны со всего города и похоронены на еврейском кладбище в братские могилы и поодиночно. Теперь, благодаря общине, спонсорам, в том числе и родственникам погибших, на памятнике можно прочитать имена 105 человек. Среди них первыми стоят имена известного раввина синагоги Исроэля-Дов Бера Нохимовича Шумяцкого, 1858-1862 г.р. и его старшего брата Самуила, а также шойхета (резника) Бера Израилевича Баркана.

Среди имеющихся имен погибших - люди в возрасте 15-75 лет. Погибло много семей: 8 человек Юдкевичей (шестеро детей), погиб прадед Р. Фукс (Дворкиной), хозяин типографии и кинотеатра А.И. Дворкин, его жена Хая и ее отец. Чудом остались живими дети Циля, Борис и Давыд.

В 1921 г. Борис Дворкин давал показания о том, как на его глазах убили его родителей.

Жертвами также стали 4 гимназиста, 3 студента, 8 солдат, 3швеи, 13 торговцев, а также учителя, парикмахеры, фотографы, пекари.

О вышеуказанной трагедии мне рассказывали также родственники погибших и раненых, члены нашей общины Л.А. Дулькин, Е.А. Мурашковский, Т.И. Фишкина, о чем я писал в своих книгах.

Я рад, что нам удалось, хотя и через сто лет, увековечить память о погибших глуховчанах, раскрыть еще одну трагическую страницу нашей истории.

 

Глуховская еврейская община пыталась когда-то сделать топографическую карту кладбища с указаним всех захоронений. Были пронумерованы и расшифрованы надписи 352 мацейв (фамилии, имена и даты захоронений). Среди них было найдено захоронение известного писателя, цадика, преподавателя Житомирского раввинского училища 19 в. Л.Д. Цвейфеля, родоначальника всемирноизвестных художников И.А. Русакова, Самойловичей, склеп погибших от рук деникинцев в 1919 г. Нони и Муни Пружанских. Все это описано в моих книгах: «Глухов. Евреи. Память жива», «Евреи. Глухов и Сумщина», «Мой трагический и героический народ».

Об открытии памятника погибшим в еврейском погроме 1918 г. знают теперь не только в Украине, а и в Германии (газета «Еврейская панорама» №1 2020), Израиле (моя книга «Мой трагический и героический народ» 2018 г. и других странах.

 

В феврале 2020 г. я познакомился с представителем Международной организации по сохранению еврейских кладбищ «Всемирная еврейская помощь» Александром Бесарабом. После ознакомления с кладбищем для дальнейшей работы он хотел сделать с помощью беспилотника съемку кладбища. Однако, в связи с нахождением рядом воинской части, съемка не состоялась, а уже в марте 2020 г. началась пандемия короновируса, которая пристановила все наши начинания.

Москвичке В. Назаровой, чей род из Глухова, удалось найти место захоронения раввина Менахема – Нахума Шумяцкого – отца погибших в погроме раввина Исроэля Бера Шумяцкого и его брата Самуила. Прочитав его мацейву стало ясно, что в ногах отца покоятся его погибшие сыновья. Там также похоронен шойхет (духовный резник) Бер Баркан. Возможно, это и правда братская могила, как предполагает В.Назарова. Я, конечно, не раз проходил мимо памятника их отцу, но, к сожалению, не зная языка, не мог знать, кто там похоронен.

Об открытии нами памятника с указанием имени духовного лидера известного раввина Исроэль- Дов- Бера Шумяцкого уже было известно в Израиле и Германии. Узнав об этом, а также о месте захоронення их отца – раввина Менахема-Нохима-Давида Геселев Шумяцкого, Израильская ассоциация по сохранению кладбищ «Агудас Охалей (Ахли) Цаддиким – Гэдер Авос (отцы Гадаха)» во главе с Израилем-Меиром Габай весной 2020 г. напротив мацейвы отца установила мацейву погибшим сыновьям - раввину Исроэлю-Дов-Беру Нохимовичу Шумяцкому и его брату Самуилу и поставила ойхель, т.е. надмогильный шатер, общий «навес» над мацейвами.

Перевод надписей обоих мацейв, сделанный дочерью глуховчанки Аллы Красовицкой – Татьяной, проживающей сейчас в Иерусалиме и Игорем Гусевым из Одессы, подтверждает, что там похоронены святые раввины цадики хасиды: гаон Рабби Менахем-Нахум (Менахем Довид) Шумяцкий, а в ногах у него его погибший сын гаон Рабби Исраэль-Дов-Бер с братом Шмуэлем (Самуилом) и глуховчане.

Все Шумяцкие из известного рода – «ав бейс дин» главы раввинского суда местечка Шумячи (Смоленской области) гаона Иегошуа Эндике Шумяц. Он был раввином- каббалистом. Впервые Шумячи упоминается в 1587г. Во второй половине 19 века в местечке проживало 2300 человек, из которых 1280 человек были евреями.

Хочу сообщить, что слово «гаон» дословно переводится с иврита как «гений», «высший авторитет». Такое почетное звание присваивается выдающимся раввинам. Мы гордимся, что наши соплеменники-глуховчане заслужили такого уважения.

Заслуживает особого внимания тот факт, что погибший Рабби Исраэль-Дов-Бер был посвящен в раввинат, т.е. получил «смиху» - благословение от величайшего раввина ученого-талмудиста 19 в. Ицхака Эльханана Спектра. В 1890 г. после выезда из Глухова раввина Глейзера Арона Хаимовича (зятя Л.Д. Цвейфеля) в Полтаву, Исраэль-Дов-Бер был назначен раввином Глухова. Он написал респонсы (с вопросами и ответами по 4 частям известной книги «Шулхан Арух» отзывы) под названием «Яд Исраэль». Без сомнений, это был выдающийся раввин.

Биография их отца, раввина Менахема-Давида (Менахема-Нахума), связана с всемирноизвестным родом Шнеерсонов, основателей хасидизма в Украине, а теперь во всем мире. Менахем-Давид был хасидом Хабада, которого назначил раввином Глухова сам Цемах-Цедек (Менахем Мендель Шнеерсон), т.е. 3-й Любавичский ребе из хасидской династии Шнеерсонов, внук Алтер Ребе. Назначая Менахема-Нахума раввином, он сказал: «Я уверен, что он не потерпит неудачи в наставлении».

Раввин Маараш (Шмуэль Шнеерсон), 4-й Любавичский ребе, называл Менахема-Нахума (Нохим Геселевича) Шумяцкого «любимым». Он пробыл раввином с 1859-1865 гг. и умер в 1890 г. в возрасте 80 лет. Рядом с ним похоронены его сыновья. На их могильном камне написали: «Два брата, слава их поколения, неразлучные в жизни и смерти, рабби Исраэль Дов и его брат рабби Шмуэль. Покоятся у ног отца своего, Менахема Нахума Шумяцкого. Святые, которые сейчас находятся в краю живых». 

Осмелюсь провести небольшую аналогию этих знаменитых праведников, цадиков и духовных лидеров с всемирноизвестным Нахманом, похороненным в Умани. Думаю, что имена и дела Глуховских Цадиков заслуживают внимания поклонников великих Хасидов, чтоб они вспоминали молитвой жертв погрома и чтили их память.

Хотелось бы, чтоб их почитатели, верующие хасиды всего мира, собирались ежегодно у ойхели (надмогильного шатра) цадиков, молились и чтоб их молитвы были услышаны Всевышним.

Я всегда старался, как мог, делать все, чтобы еврейская тематика в соединении со стариной Глухова, притягивала в город как можно больше туристов. Для этого открывались новые улицы и мемориальные доски и вот уже больше 20 лет Глухов и Сумщина пропагандируются далеко за пределами Украины (в США, Израиле, Германии, Австралии).

В моей книге «Евреи.Глухов и Сумщина» в списке глуховчан, лишенных избирательных прав в 1926 г., значится 481 человек еврейской национальности. Среди них есть Шумяцкий Авраам Геселевич – служитель культа, и его жена Шумяцкая Двойра Мееровна (иждивенка мужа), которые проживали в центре города. Можно предположить, что это, вероятно, чудом оставшийся в живых брат знаменитого Ребе Менахема – Нахума (Нохум Геселевича).

Установленный общиной в 2019 г. памятник погибшим в сочетании с вышеуказанным захоронением почитаемых цадиков представляют собой особую историческую, культурную и религиозную ценность для истории всей Украины и, особенно, для нашего города.

Туризм в Украине это – Рабби Нахман - Умань, Баал Шем тов –Меджибош, Леви Ицхак –Бердичев, Алтер Ребе – Гадяч. Хотелось бы,чтобы к ним присоединились цадики отец и сын –Менахем Ханум и Исроель Дов Бер Шумяцкие – Глухов.

Думаю, что глуховчане, студенты, учащиеся, Сумщина да и вся Украина должны больше знакомиться со своей историей и чтить ее.

Еврейская община Глухова гордится своей историей. В ближайшее время вся изложенная здесь информация найдет отражение в нашем музее.

 Руководитель Музея истории евреев Глуховщины

Кавалер ордена «За заслуги» 3 степени

Член Национального союза краеведов

и журналистов Украины М.Часницкий



Поделиться в соцсетях:

Нашли ошибку в статье ? Выделите слово/несколько слов и нажмите Ctrl+Enter

Похожие новости