По ту сторону пространства и времени
Молодёжный народный театр «Пилигрим» представил на сцене районного ДК свою очередную постановку - пьесы «Трое на качелях». Оба раза – 20 и 21 июня собирался почти полный зал, и в обоих случаях публика реагировала самым благосклонным образом – бурными продолжительными аплодисментами.Актуальность
Эта пьеса - одно из самых известных произведений живого классика итальянской драматургии Луиджи ЛУНАРИ - почитателя итальянского народного театра дель`арте, и одного из лучших переводчиков Мольера. Комедия дель`арте, как известно, предполагает наличие персонажей, воплощающих в гротескном виде смешные черты человеческой натуры: фанфарона и труса Капитана, болтуна Доктора, педанта Тартальи; образы массовки: Бригеллу, Арлекина, Пульчинеллу, Коломбину. Мольер персонифицировал и социализировал эти образы, а Луиджи Лунари - сделал следующий шаг. В пьесе, поставленной на глуховских подмостках, он помещает живые и узнаваемые «дель`артовско» - мольеровские типажи в иррациональную плоскость, где стёрты грани между жизнью и смертью, явью и фантастикой…Понять этот ход невозможно вне исторического контекста. «Трое на качелях» написаны в 1989 г., когда крах мировой социалистической системы стал очевидным фактом. Это породило мировоззренческий вакуум в сознании мыслящей прослойки, причём не только в СССР и странах Варшавского блока.
В Украине пьесу Лунари рискнули поставить только в харьковском театре «19». Не исключено, глуховский «Пилигрим» осуществил почётную вторую попытку. Вообще «Трое на качелях» – не самая удобная пьеса и в плане режиссуры, и, конечно же, игры. Ограниченность её пространства (действие происходит в одном помещении) и сюжетных линий с лихвой компенсируются большими сложными текстами, многомерностью персонажей, и жанровой неопределённостью. Автор как бы отдаёт трактовку событий на откуп постановщику, труппе и зрителю. Можно представлять происходящее на сцене и как комедию, и – трагедию. В субтитрах глуховской программки пьеса значится «философско – мистической почти комедией». Режиссёра Ирину ИЛЬЯСОВУ можно понять: в наших украинских реалиях последних двух лет с трагическим, пожалуй, и так перебор.
Фабула, игра, постановка
.Действие разворачивается в наши дни, в неком обширном то ли зале, то ли холле, куда ведут три двери. Действующие лица воплощают узнаваемые социальные типажи: вдумчивый и нервный бизнесмен – Промышленник (Валерий КОЛОУСОВ), столь рафинированный, сколь и поверхностный интеллигент - профессор Саппонаро (Андрей ГУРЕЦ) и прямодушный вояка – капитан полиции Ансельми (Сергей МУКОРЕЗ). Можете сравнить с упомянутыми типажами дель`арте. Четвёртой, женской роли, в исполнении Оксаной БОРОДИНОЙ, коснемся немного погодя.
Постепенно напряжение наполняет воздух на сцене и передаётся на зрительские места. Этому, естественно, способствует добротная игра артистов; музыка, «градус» которой постепенно возрастает: от кристально застывших в своём совершенстве творений из репертуара Робертино Лоретти до сумбурных психоделических композиций. Сильный эффект сказывает и периодически появляющаяся танцевальная группа в составе Надежды МАТЮЩЕНКО, Александры и Натальи ДАШКО.
Внутренние переживания
После всех споров-уходов-возвращений герои остаются в этом странном убежище на ночь, поскольку в городе начались учения по гражданской обороне. Постепенно они начинают осознавать, что как-то выпали из пространственно – временного континуума. Профессор и капитан пытаются абстрагироваться от обстановки, стараясь дать рациональное объяснение случившемуся: первый с позиций науки, второй – т. н. здравого смысла. Все их доводы однако, неубедительны – и в силу явно мистического характера происходящего, и – благодаря личностям «объяснителей». Андрей Гурец и Сергей Мукорез, согласно режиссерскому замыслу и в полном соответствии с требованиями жанра, всячески подчеркивали предельную, на грани элементарной глупости, простоту внутреннего мира своих героев. Она есть слабость, и, в то же время – могучая сила, ибо позволяет сохранить душевное равновесие, жить надеждой в запредельной и безнадёжной ситуации. Капитан и профессор продолжают держаться, отдаваясь мелким житейским радостям, как то сон, чашечка кофе, баночка пивка, или возможность помыться на ночь.
Момент истины
Наступает своего рода момент истины. И здесь неизвестно откуда (все двери ведь закрыты) появляется Она – Уборщица. Обычная вроде бы женщина пришла навести порядок в помещение. Её реплики, касающиеся обыденных вещей (деньги, дети, социальные проблемы), в общем, банальны. В то же время в них чувствуется некая недосказанность, загадка. Оксане Бородиной в полной мере удалось передать этот тонкий нюанс.
Загадка, тайна, скрытая где-то между строк, буквально погружает зрелых, успешных мужчин в замешательство. Они начинают суетиться, услужливо предлагать помочь в уборке – ведь больше то и предложить нечего. Заодно, ощущая некое двойное дно, пытаются выяснить, что скрывается за этой святой простотой, не убийственна ли она? А женщина между тем делает своё дело, а потом, переодевшись в красивое платье, исчезает. Вместе с ней, с появлением первого солнечного лучика, должны уйти и все чары. Время, назад! И тут всё вокруг взрывается странной музыкой, появляются стройные фигуры танцовциц в полупрозрачных одеяниях. Финал.
В оригинале пьесы образ Уборщицы, как и многое другое, не имеет однозначного толкования. В обсуждениях российских и нашей постановок его трактуют по-разному. Кто, извините, как простую тётку со шваброй, разгоняющую всю мистику, кто – известную даму с косой. Собственно, и завершение можно воспринимать по–разному: и как окончательный переход героев в мир иной, и банальное пробуждение разума, печальный либо оптимистический финал. Глуховская концовка «Троих…», как мне кажется, предполагает всё-таки хэппиэнд.
Что день грядущий нам готовит? Мы не можем знать это наверняка, но нам вполне по силам прожить его достойно, приняв как неизбежность и весёлый, и печальный исход. А ещё – видеть мир, каким он есть в данный момент. Похоже, именно это стремились донести до зрителей артисты «Пилигрима». Кажется, донести удалось.
Загадка, тайна, скрытая где-то между строк, буквально погружает зрелых, успешных мужчин в замешательство. Они начинают суетиться, услужливо предлагать помочь в уборке – ведь больше то и предложить нечего. Заодно, ощущая некое двойное дно, пытаются выяснить, что скрывается за этой святой простотой, не убийственна ли она? А женщина между тем делает своё дело, а потом, переодевшись в красивое платье, исчезает. Вместе с ней, с появлением первого солнечного лучика, должны уйти и все чары. Время, назад! И тут всё вокруг взрывается странной музыкой, появляются стройные фигуры танцовциц в полупрозрачных одеяниях. Финал.
В оригинале пьесы образ Уборщицы, как и многое другое, не имеет однозначного толкования. В обсуждениях российских и нашей постановок его трактуют по-разному. Кто, извините, как простую тётку со шваброй, разгоняющую всю мистику, кто – известную даму с косой. Собственно, и завершение можно воспринимать по–разному: и как окончательный переход героев в мир иной, и банальное пробуждение разума, печальный либо оптимистический финал. Глуховская концовка «Троих…», как мне кажется, предполагает всё-таки хэппиэнд.
Что день грядущий нам готовит? Мы не можем знать это наверняка, но нам вполне по силам прожить его достойно, приняв как неизбежность и весёлый, и печальный исход. А ещё – видеть мир, каким он есть в данный момент. Похоже, именно это стремились донести до зрителей артисты «Пилигрима». Кажется, донести удалось.
Андрей Коваленко
Поділитися в соціальних мережах:
Знайшли помилку у статті? Виділіть слово/кілька слів та натисніть Ctrl+Enter