Новость из категории: Статті

По ту сторону пространства и времени

Молодёжный народный театр «Пилигрим» представил на сцене районного ДК свою очередную постановку - пьесы «Трое на качелях». Оба раза – 20 и 21 июня собирался почти полный зал, и в обоих случаях публика реагировала самым благосклонным образом – бурными продолжительными аплодисментами.

Актуальность

Эта пьеса - одно из самых известных произведений живого классика итальянской драматургии Луиджи ЛУНАРИ - почитателя итальянского народного театра дель`арте, и одного из лучших переводчиков Мольера. Комедия дель`арте, как известно, предполагает наличие персонажей, воплощающих в гротескном виде смешные черты человеческой натуры: фанфарона и труса Капитана, болтуна Доктора, педанта Тартальи; образы массовки: Бригеллу, Арлекина, Пульчинеллу, Коломбину. Мольер персонифицировал и социализировал эти образы, а Луиджи Лунари - сделал следующий шаг. В пьесе, поставленной на глуховских подмостках, он помещает живые и узнаваемые «дель`артовско» - мольеровские типажи в иррациональную плоскость, где стёрты грани между жизнью и смертью, явью и фантастикой…

Понять этот ход невозможно вне исторического контекста. «Трое на качелях» написаны в 1989 г., когда крах мировой социалистической системы стал очевидным фактом. Это породило мировоззренческий вакуум в сознании мыслящей прослойки, причём не только в СССР и странах Варшавского блока.

Современность в чём-то воспроизводит события двадцати пяти – тридцатилетней давности: то же крушение идеалов (теперь уже демократических), неопределённость перспектив. Поэтому творчество Лунари на просторах бывшего СССР снова оказалось востребованным. Как и с провалом в преисподнюю «империи зла», наступает период безвременья. Взору Капитанов, Докторов, и прочих тарталий снова открывается нечто. Или некто… Кстати, под названием - «Некто» «Трое на качелях» демонстрировались в 2013 г. на сцене российского старокупавинского театра «Ника». Кроме этой, у наших северных соседей, было ещё 5 других постановок. Одну – в Малом театре Новгорода осуществлял в 2004г. сам автор – по Интернету.

В Украине пьесу Лунари рискнули поставить только в харьковском театре «19». Не исключено, глуховский «Пилигрим» осуществил почётную вторую попытку. Вообще «Трое на качелях» – не самая удобная пьеса и в плане режиссуры, и, конечно же, игры. Ограниченность её пространства (действие происходит в одном помещении) и сюжетных линий с лихвой компенсируются большими сложными текстами, многомерностью персонажей, и жанровой неопределённостью. Автор как бы отдаёт трактовку событий на откуп постановщику, труппе и зрителю. Можно представлять происходящее на сцене и как комедию, и – трагедию. В субтитрах глуховской программки пьеса значится «философско – мистической почти комедией». Режиссёра Ирину ИЛЬЯСОВУ можно понять: в наших украинских реалиях последних двух лет с трагическим, пожалуй, и так перебор.

Фабула, игра, постановка
.
Действие разворачивается в наши дни, в неком обширном то ли зале, то ли холле, куда ведут три двери. Действующие лица воплощают узнаваемые социальные типажи: вдумчивый и нервный бизнесмен – Промышленник (Валерий КОЛОУСОВ), столь рафинированный, сколь и поверхностный интеллигент - профессор Саппонаро (Андрей ГУРЕЦ) и прямодушный вояка – капитан полиции Ансельми (Сергей МУКОРЕЗ). Можете сравнить с упомянутыми типажами дель`арте. Четвёртой, женской роли, в исполнении Оксаной БОРОДИНОЙ, коснемся немного погодя.

Итак, трое мужчин попадают в одно помещение. Каждый из них уверен, что добрался по назначению : полицейский – в фирму, где должен провести беседу с неким деловым партнёром, профессор – издательство, берущееся выпустить в свет написанный им психологический детектив, промышленник – пансион, уютное убежище для тайного свидания с дамой. По ходу, однако, выясняется: это место - вовсе не то, куда стремился каждый из героев. Всё здесь вроде и соответствует описанию, но партнёры никак не появляются, выйти из то ли зала, то ли холла каждому можно только через свою дверь, телефон не работает, а в холодильнике каждый видит то, чего желает именно сейчас – хоть и чашечку дымящего кофе, как вымокший под дождём профессор.

Постепенно напряжение наполняет воздух на сцене и передаётся на зрительские места. Этому, естественно, способствует добротная игра артистов; музыка, «градус» которой постепенно возрастает: от кристально застывших в своём совершенстве творений из репертуара Робертино Лоретти до сумбурных психоделических композиций. Сильный эффект сказывает и периодически появляющаяся танцевальная группа в составе Надежды МАТЮЩЕНКО, Александры и Натальи ДАШКО.

Внутренние переживания
 
После всех споров-уходов-возвращений герои остаются в этом странном убежище на ночь, поскольку в городе начались учения по гражданской обороне. Постепенно они начинают осознавать, что как-то выпали из пространственно – временного континуума. Профессор и капитан пытаются абстрагироваться от обстановки, стараясь дать рациональное объяснение случившемуся: первый с позиций науки, второй – т. н. здравого смысла. Все их доводы однако, неубедительны – и в силу явно мистического характера происходящего, и – благодаря личностям «объяснителей». Андрей Гурец и Сергей Мукорез, согласно режиссерскому замыслу и в полном соответствии с требованиями жанра, всячески подчеркивали предельную, на грани элементарной глупости, простоту внутреннего мира своих героев. Она есть слабость, и, в то же время – могучая сила, ибо позволяет сохранить душевное равновесие, жить надеждой в запредельной и безнадёжной ситуации. Капитан и профессор продолжают держаться, отдаваясь мелким житейским радостям, как то сон, чашечка кофе, баночка пивка, или возможность помыться на ночь.

Не таков промышленник. Терзаемый смутными сомнениями, он буквально раздавлен ненормальностью происходящего. Валерий Колоусов очень выразительно, с присущим ему артистическим блеском отобразил на сцене терзания мятущей души. Наблюдая за его игрой многие в зале, наверное, испытывали двойственное чувство: гордости за талантище, обитающий в Глухове, и, одновременно, что такой артист не находит применения, соответствующего своему дарованию. Исподволь промышленник внушает тревогу спутникам, получив от них взамен заряд душевного равновесия. Обретя состояние некоей гармонии троица пытаются найти ответы на вопросы, разобраться с которыми в их прежнем – рациональном - мире, не было ни времени, ни особого желания. Здесь тебе цена и смысл жизни, личная ответственность за тех, с кем свела судьба, и даже такие жизненные мелочи как уплата налогов. Герои болезненно копаются в себе, каются, пытаются оправдать всяческие собственные прегрешения.

Момент истины
 
Наступает своего рода момент истины. И здесь неизвестно откуда (все двери ведь закрыты) появляется Она – Уборщица. Обычная вроде бы женщина пришла навести порядок в помещение. Её реплики, касающиеся обыденных вещей (деньги, дети, социальные проблемы), в общем, банальны. В то же время в них чувствуется некая недосказанность, загадка. Оксане Бородиной в полной мере удалось передать этот тонкий нюанс.

Загадка, тайна, скрытая где-то между строк, буквально погружает зрелых, успешных мужчин в замешательство. Они начинают суетиться, услужливо предлагать помочь в уборке – ведь больше то и предложить нечего. Заодно, ощущая некое двойное дно, пытаются выяснить, что скрывается за этой святой простотой, не убийственна ли она? А женщина между тем делает своё дело, а потом, переодевшись в красивое платье, исчезает. Вместе с ней, с появлением первого солнечного лучика, должны уйти и все чары. Время, назад! И тут всё вокруг взрывается странной музыкой, появляются стройные фигуры танцовциц в полупрозрачных одеяниях. Финал.

В оригинале пьесы образ Уборщицы, как и многое другое, не имеет однозначного толкования. В обсуждениях российских и нашей постановок его трактуют по-разному. Кто, извините, как простую тётку со шваброй, разгоняющую всю мистику, кто – известную даму с косой. Собственно, и завершение можно воспринимать по–разному: и как окончательный переход героев в мир иной, и банальное пробуждение разума, печальный либо оптимистический финал. Глуховская концовка «Троих…», как мне кажется, предполагает всё-таки хэппиэнд.

Что день грядущий нам готовит? Мы не можем знать это наверняка, но нам вполне по силам прожить его достойно, приняв как неизбежность и весёлый, и печальный исход. А ещё – видеть мир, каким он есть в данный момент. Похоже, именно это стремились донести до зрителей артисты «Пилигрима». Кажется, донести удалось.

Андрей Коваленко

Поделиться в соцсетях:

Нашли ошибку в статье ? Выделите слово/несколько слов и нажмите Ctrl+Enter

Похожие новости