Глуховская школа искусств: упор на практику, индивидуальный подход, плюс…
Судя по всему, наш народ преодолевает последствия засилья потребительской морали, нашедшей воплощение и в увлечении прелестями музыкальной «попсы». Об этом, в частности, свидетельствует и пример отдельно взятой родины Березовского – Бортнянского – Шапорина. Для тех кто уже позабыл ( что не знает вовсе, не допускаю и мысли) напомню: все три упоминаемых светоча родились в Глухове.
- Родители потихоньку стали осознавать, что деньги, высокий имущественный статус, карьера не должны становиться главным ориентиром в жизни их чад, что им надо прививать хороший вкус, что их вовлечение в занятие каким - либо художественным ремеслом, в конце концов, способно отвлечь их от чрезмерного увлечения гаджетами. Поэтому и приводят их к нам .
- Чайковский некогда произнёс фразу о вдохновении, которое не любит посещать ленивых. Постоянно примериваем её к себе, и стараемся всячески внушить воспитанникам, что любой успех, в т. ч. и творческий, невозможен без длительного настойчивого труда. Потому и делаем упор на практику: сначала дети хорошо осваивают музыкальный инструмент, навыки танца пения, и только после этого им понемногу преподносится теория – почти по Гёте: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». В процессе обучения применяем индивидуальный подход к ученику: кого – то надо стимулировать строгостью, кого-то, наоборот, стоит лишний раз и похвалить. Важен и изучаемый репертуар. Жизнь не стоит на месте: классика понемногу тоже молодеет. Здесь стоит провести аналогию с литературой. Взять основоположника современной комедии Аристофана, жившего более двух тысяч лет назад. Он классик, ценимый «продвинутым» читателем, его понимают, ценят … но не заливаются хохотом от его комедий, как, скажем, от монологов Жванецкого - тоже классика, но из нашей эпохи. Вот и в музыке: нельзя вечно растить виртуозов-исполнителей исключительно на Моцарте или представителях «великой кучки». Творческое наследие современных композиторов Владимира Птушкина, Мирослава Скорика, Владимира Соляникова, Александра Винницкого, Пьяццолы, конечно же, классика, и в то же время – молодёжь к ней гораздо восприимчивее.
Безусловно, необходимы и новые методические наработки. Расцениваю как прорыв в этом направлении создание Анной Леонидовной КОВАЛЁВОЙ пособия «Скорее на сольфеджио». Такие вещи появляются нечасто: в Украине, да и других странах - 3 – 5 изданий за несколько лет.
- Убедилась что наша власть, действительно, считает важным культурное, духовное развитие глуховских детей, подкрепляя свои намерения реальными делами. И это настраивает на оптимизм.
Андрей КОВАЛЕНКО