Тихая обитель
В будищанском психоневрологическом интернате, где побывал наш корреспондент, коротают век женщины, страдающие серьезными расстройствами психики.
У каждого – своя судьба
Директор учреждения Татьяна САВЕНКО познакомила нас с некоторыми из здешних обитателей. Оказывается, их расселение производится с учетом диагноза, особенностей характера и прежнего образа жизни. Ближе к выходу - домик для тяжелобольных – лежачих, либо передвигающихся в инвалидных колясках. Туда заходить не стали, из этических соображений.
Первая из встреченных нами назвалась Патрисией Каас, стала лезть целоваться, попросила сделать макияж, и призналась в любви к Виктору Цою. Нам сказали, что она великолепно разбирается в советской эстраде и мнит себя представительницей богемы.
- В Конотопском районе, где жила ранее, у меня была семья. Когда умер муж, переехала на Роменщину. Там, из-за одиночества и возраста, жить тяжело. В итоге оказалась здесь, где хорошо кормят хорошо, сплю в тепле и чистоте. Дома бы уже, наверно, давно умерла.
Среди старушек видим хрупкую, возрастом помладше женщину, в косыночке и с глазами цвета небесной синевы. Подходим, знакомимся. Гале 51 год. Она работала бухгалтером, имеет семью, двух взрослых дочерей. Заболела в 1997 году, и с тех пор здесь. Долго рассказывает о житье – бытье в интернате, хорошо отзывается о здешних условиях, постоянно нахваливает директора. А на вопрос, чего хочет больше всего, отвечает: «Очень хочется домой, к мужу и детям…». Тут же поинтересовалась у Татьяны Ивановны, когда, наконец, сможет вернуться домой. Та сказала: всё зависит от мужа, как только он решит забрать супругу. Нам же потом озвучила горькую правду: останется здесь навсегда, поскольку социально опасна. Оказывается, на людях, да, тихая, спокойная, но исподтишка способна натворить беды. Дабы отвлечь её от дурного, с ней постоянно стараются разговаривать.
И стар, и млад
А вот обратный пример - бабушки Марфы, которой сделали заключение, что в условиях специализированного закрытого учреждения не нуждается. Её радости тогда не было предела: плакала, не веря в такое счастье! Дома, однако, пенсионерку никто не ждал. «Бабушка приехала, словно цветочек – нарядная, ухоженная, чистенькая, а на пороге ее встретила пьяная дочь и даже не пустила в жилище…», - вспоминает Татьяна Ивановна. Пришлось возвращаться в Будищи.
Другая история. Шестидесятилетняя Галина некогда работала проводницей поезда Харьков – Владивосток. Выглядит гораздо моложе своего возраста; на момент нашего знакомства читала светскую хронику в глянцевом журнале, а потом пожаловалась, что со здешним контингентом её не очень комфортно, заметив попутно, что кавалеров тут нет и краситься не для кого. Рядом с её кроватью стояла опора для ходьбы. Галина пояснила, что травмировала ногу и теперь передвигается с её помощью.
Самый продолжительный «интернатский» стаж, 62 года, у Надежды КИРИК. Толком пообщаться с ней не удалось, и мы отправились к другому старожилу – 75-летней Надежде Марковне, которая здесь уже 55 лет. Она рассказала нам следующее:
- С детства осталась без матери, отец женился второй раз. В хозяйстве выполняла тяжелую черновую работу. Однажды пасла коня, а он вдруг напал на меня, принялся топтать. Я выжила, но была сильно травмирована. Долго лежала в больнице. Мачеха, решив, что толку с меня не будет, отправила сюда. Тогда, в 20 лет, я испытала настоящий шок. Никак не могла привыкнуть к тесноте, окружению. Да тогда и с нами обращались иначе. Помню, даже хлебом на наедалась. Как мне было плохо! Сейчас все по-другому, особенно с приходом Татьяны Ивановны: и отношение человеческое, и вкусной еды хватает –даже ананасы дают!
Директор же говорит о Надежде Марковне следующее:
- У нее такая положительная энергетика! Случилось, что в моем кабинете пропали орхидеи, хотела их выбросить, но она попросила себе засохшие веточки. Отдала, и что вы думаете – те позеленели, и вновь покрылись цветами. Просто невероятно!
В библиотеке, где за огромным столом рукодельничали молодые женщины, наше внимание привлекла симпатичная девушка, склонившаяся над куском ткани – Оксана ЧАДЮК, двадцати пяти лет. Биография её незамысловата: с рождения – дом малютки, затем – Ульяновская школа – интернат, после выпускного – Будищанский психоневрологический. Она знает что здесь может пребывать постоянно, поскольку не имеет родных, и состояние собственного здоровья оставляет желать лучшего. Девушка рассказывала о своих увлечениях, как ей интересно живется, делилась успехами - например, как удачно выступила на Дне инвалида. Ко всему, в Ульяновке Оксана получила диплом цветовода. Теперь свои умения применяет на практике. В интернате все в цветах, многочисленные шикарные клумбы и розарии, 8 аквариумов. Работай, сколько хочешь, скучать некогда!
Вообще, воспитанники детских домов чувствуют здесь себя вполне комфортно, с гордостью показывают свои уютные комнаты, открывают шкафы, демонстрируют наряды, украшения, косметику, приобретенные за их пенсии. Есть у них даже смартфоны, с помощью которых общаются с парнями из других психоневрологических интернатов. С ними знакомятся во время совместных мероприятий.
Директор старается сделать их жизнь ярче и насыщеннее, организуя выезды в разные города. Едет с отчетом в область – везет с собой девчонок, чтобы те по городу погуляли, сфотографировались. Фото с поездок висят на стенах в красивых рамках.
Рябчиков нет, но ананасы бывают
Интернату постоянно оказывают помощь со стороны. Особенно активна в этом Глинская Пустынь. Отсюда в интернат постоянно привозят апельсины, бананы, йогурты – в объёмах, позволяющих насытить 140 человек. Ранее в нашем повествовании вспоминалось и об ананасах. Вообще здешнее меню разрабатывается на 10 дней. Один из вариантов завтрака таков: каша, вареные яйца, салат из свежих овощей, компот из сухофруктов или какао, обязательно с печеньем или пряником. На обед: первое - суп, борщ или рассольник; второе – картофель (каша) с мясом или рыбой, овощи; компот или чай, плюс булочка. Во время полдника – кисломолочные продукты или каши с молоком, сладости. Ужин: выпечка, соки, фрукты, конфеты. Учреждение находится на балансе области. Раньше питание обеспечивалось за счёт пенсий обитателей. В этом году, впервые, деньги выделяются из областного бюджета, из расчета 55 гривен в день на человека. Это даёт возможность использовать пенсии на благоустройство заведения и личные нужды людей. Кроме того, отдельным решением выделено более миллиона гривен на ремонт столовой.
Роднее родных
Коллектив учреждения представляет, по сути, одну большую семью. Татьяна Ивановна старается уделять внимание всем, никого не обделяя своим вниманием и заботой. Бывает, покупает за свои кровные угощение для наиболее обездоленных, и вручая их говорит, что это – от их родственников. Есть и более печальные хлопоты. Так, в начале года здесь отошли в мир иной 8 человек, а родные забрали лишь двоих. Шестерых пришлось хоронить на местном кладбище, поскольку родственников у них не оказалось.
Оксана КОВАЛЁВА