Попасть за решетку, чтобы стать человеком?
Есть в Сумах учреждение, которое вполне можно назвать государством в
государстве: в нем, расположенном на самой окраине областного центра, в
окружении полей и посадок, бурлит жизнь – по своим сводам правил и своему
укладу. Речь идет об исправительной колонии №116.
Автор этого материала побывал в ИК, чтобы собственными глазами посмотреть,
что же собой представляет жизнь за колючей проволокой. Надо отметить, что
попасть по ту сторону решетки не так – то и просто: необходимо пройти ряд
процедур. Прежде всего, журналист обязан письменно уведомить о своем
грядущем визите Управление государственной пенитенциарной службы Украины,
которое находится в Харькове. И только после получения ответа можно
отправляться в ИК. В приемной начальника колонии выписывается пропуск,
который потом вместе с мобильным телефоном сдается на специальном пункте,
затем через несколько дверей-решеток в сопровождении охранников заходим на
территорию так называемой зоны.
Пристанище для оступившихся
Первое, встречающееся на пути здание для заключенных - арестантский дом,
где содержатся осужденные за нетяжкие преступления. Здесь мужчины отбывают
наказание не более полугода. Содержание данной категории обитателей
считается облегченным, но зато есть одна важная строгость: этим осужденным
запрещены передачи и свидания. Несмотря на то, что сооружение называется,
хоть и арестантским, но все же домом, о несвободе красноречиво заявляют
тяжелые металлические двери, камеры и охрана.
Комнаты для краткосрочных и длительных свиданий предусмотрены лишь для тех
мужчин, которые поселяются в колонию надолго. Здесь чистота и порядок, все
условия – прямо как в гостинице. Целых 3 дня осужденные в рамках длительной
свиданки могут наедине общаться со своими близкими. В этом плане выигрывают
именно женатые люди, ведь им по закону положены такие семейные встречи
каждые 3 месяца. Это одна из причин, по которой подопечные пенитенциарных
учреждений женятся за решеткой – статус семейного человека существенно
облегчает здешнюю участь. Кстати, нынешним летом количество женатиков в
стенах ИК – 116 пополнилось. Узами брака связал себя 37-летний сумчанин,
осужденный за тяжкое преступление на 14 лет. Со слов начальника колонии
Анатолия Гамалея, данный заключенный прибыл в учреждение в 2007 году, а
освобождаться ему – в 2021-м. За это время характеризуется лишь позитивно,
работает на производстве, участвует в программах для осужденных «Духовное
возрождение», действующих при колонии, а также имеет 10 поощрений от
администрации учреждения за хорошее поведение. За 3 года до выхода на
свободу мужчина решил обзавестись семьей. Доказательства, что этот человек
стал на путь истинный, налицо. В целом же, если верить статистике, далеко
не все браки, заключенные в местах лишения свободы, долговечны. Часто они
расторгаются сразу же после окончания срока отсидки.
Что же касается подопечных колонии, оказавшихся здесь на длительный срок,
то живут они в бараках, оснащенных всеми необходимыми человеческими
условиями: кровати с чистым бельем, душевая. Питание – хоть и не домашнее,
но вполне нормальное. Главное – качественное, свежеприготовленное и
обязательно с горячими блюдами. Хлеб ИК – 116 выпекает сама, поэтому
недостатка в продукте №1 осужденные не испытывают. Вот рацион одного дня:
завтрак – каша с котлетой, хлеб и чай, обед – суп, гарнир с мясом или
рыбой, яйцо, ужин – картошка вареная или тушеная с рыбой, чай. Тем, кто
прошел лечение от туберкулеза, дается молоко и прочие молочные продукты. В
большие православные праздники (Пасха, Масляная), священники угощают
заключенных вкусностями.
Без духовности – никак
Есть на территории ИК церковь свт. Николая, построенная руками самих
заключенных. Мы побывали там вместе со священником о. Владимиром, который
служит в храме св. вмч. Пантелеймона, но каждую среду приезжает в колонию,
чтобы духовно окормлять осужденных. Видя, с каким трепетом заключенные
встречают батюшку и слыша, как он с ними беседует, на ум сразу же приходят
строчки из книги Гюго «Отверженные»: «Есть две справедливости: одна,
которая определяется юридическими законами, и другая – высшая
справедливость, высшая гуманность, основывающаяся на принципах
христианского милосердия». Честно говоря, слушая проповеди отца Владимира,
он у меня ассоциировался с героем Гюго епископом Мириелем, который
превращал закоренелых преступников в высокодуховных людей, приводя их к
вере и Богу. Потому что считал, что не общественные условия нужно изменить,
чтобы изменился человек, - надо изменить человека, и тогда изменится
общество, искоренится социальное зло. Что людей, оказавшихся за решеткой,
можно исправить лишь добром и пониманием, совершая движение от зла к добру,
от несправедливости к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к
свету, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к
небу, от ничтожества к Богу. Автор статьи поинтересовался у о. Владимира,
ведет ли он статистику исправленных человеческих судеб, и батюшка
рассказал, что ведет, и она лишь свидетельствует о том, что храм
обязательно должен быть в таком месте, как колония. Мол, если не будет
этого света в окошке, мир покроется мраком безумия. «Есть масса
преступлений, за которые не садят, и люди, совершая их, остаются жить на
свободе, - рассказывает собеседник. – Есть места хуже тюрьмы, там убивают,
а здесь – зализывают раны, полученные в миру. Самому человеку трудно
остановиться творить беззакония, а колония – это место, где человек
останавливается. Можно посадить человека и обозлить его, сделав еще более
опасным для общества, а можно – помочь исправиться. Для этого и есть храмы.
Для духовной жизни тюрьмы не существует, ведь для Господа не важно, какими
путями человек пришел к нему и вере. А вот на свободе человек может
находиться в самой настоящей тюрьме – в плену своих грехов и безбожнической
жизни». В храме на территории колонии хранится чудотворная икона Христа
Спасителя, которой уже более двухсот лет. Икону подарила бабушка одного из
отбывавших срок. История этой иконы очень интересная. Когда – то коммунист
– моряк в годы гонения церквей ударил образ молотком, и с иконы брызнула
кровь. В одно мгновение у моряка выбило глаз. Эту икону вскоре забрала
старушка, сохранила ее, а затем подарила колонии ИК – 116, в которой
отбывал наказание ее внук Валерий Кот. Потом мужчина стал иконописцем,
расписав почти весь храм. Надо отметить, что ранее здесь была просто
община, но в 2005 году, когда открылась церковь, сюда ринулись все – даже
блатные к вере приходили. Руками заключенных выполнены скульптуры Иисуса
Христа и Божией Матери, Иоанна Богослова, а также Голгофа, панихидные
варианты, как напоминание о том, что смерть побеждена. Следует отметить,
что иконостас, сделанный из каменной крошки, это как бы дембельский аккорд
бывшего осужденного Андрея Ананко. Мужчина изранил свои пальцы в кровь, но
доделал до конца начатую работу. После выхода из колонии он побывал в АТО,
отдав долг родине. Есть в храме и подаренная владыкой икона «Хлеб жизни».
После реставрации в 20017 году благодаря финансовой поддержке о. Владимира,
церквушка засияла новыми красками, еще больше радуя глаз прихожан. Хорошо
потрудились здесь и осужденные, став современными иконописцами: так,
например, Максим Щербак, работавший над иконой Богородицы.
Слезы покаяния
В целом же, не одну заблудшую душу спасла церковь, что на территории ИК –
116. Можно привести массу примеров нравственного перевоплощения, так
сказать, перерождения человеческого сознания. Взять хотя бы Ивана Мореева,
мужчину средних лет. На свободе работал санитаром в психбольнице, но
маленькая зарплата заставила промышлять тем, что продавал женщин в
сексуальное рабство в Турцию. Легкий заработок на доверчивых дамочках
разного возраста, желающих иметь кучу денег, приносил собеседнику немалый
доход. Мужчина прекрасно понимал, что вешает лапшу соискательницам, и за
морем они будут не посудомойками и горничными, а проститутками,
обслуживающими грязных, старых, толстых и грубых турков. Однако стремление
обеспечивать семью (жену и троих детей) у Вани было выше всяких моральных
принципов, и он безжалостно отправлял туда ничего не подозревающих
украинок. Шло время, и Иван, одурманенный вкусом непахнущих денег, что
называется, слетел с катушек: продал в сексуальное рабство свою жену и двух
старших дочерей. Маленькую, семилетнюю, пока что не тронул. Однако, сколько
веревочке не виться, ей все равно приходит конец. Попался Иван на своем
сутенерстве и предстал перед законом, получив 6 лет лишения свободы. На
данный момент ему уже осталось отсидеть 1,6 года. А что же семья? Герой
статьи рассказал нам, что перед заключением они с женой обвенчались. И
вообще, они с ней вместе занимались сутенерством, просто он взял всю вину
на себя, чтобы не пострадал ребенок. Мол, девочка должна расти с матерью, а
не в интернате. Что же касается продажи супруги и дочек туркам, то никто их
не продавал, а они уплыли туда добровольно – заработать денег. На вопрос
корреспондента, мучает ли его совесть за то, что обманным путем отправлял
девчат и женщин в рабство, ответил, что, конечно же, мучает. И чтобы
облегчить душевные муки, пришел к Богу. Сейчас служит старостой в храме и
пономарем. А вот другой случай: 34-летний Олег из Черниговской осужден за
убийство. Все произошло спонтанно. Жена с двумя детками уехала к теще, а он
остался с отцом дома. Папа после смерти мамы начал пить, и его частенько
хватала «белочка». Так было и в тот злополучный день: пьяный родитель с
безумными глазами бросался на сына, сделавшего ему замечание. Тот в ответ
ударил его кулаком в лицо, отчего пенсионер упал на бетонное крыльцо и
сломал ребро. Кость пробила легкое и спустя 3 дня мужчина умер. Олега
осудили на 7 лет. В СИЗО ему вырезали грыжу, а через месяц отправили в
Шосткинскую исправительную колонию №66. Муки совести за убийство родного
отца не давали покоя, и осужденный пообещал сам себе, что будет молиться за
него всю свою жизнь. Стал посещать храм на территории ШИК – 66, а со
временем был назначен его старостой. Затем, когда учреждение консервировали
и заключенных развозили по другим колониям, Олег молился, чтобы попасть
именно в Сумскую ИК – 116. Он, как и большинство осужденных, боялся
оказаться в Харьковском учреждении. Но, как назло, фамилия собеседника
трижды попадала в число тех, кото должны этапировать именно в Харьков. Олег
непрестанно молился. И все 3 раза в самый последний момент каким – то чудом
его снимали с этапа. А потом отправили в Сумскую колонию, о чем он так
мечтал! По прибытии сразу же пошел в храм и является его постоянным
прихожанином. Что касается жены, то она к Олегу не приезжает, ссылаясь на
занятость, безденежье и то, что не на кого оставить детей – школьников.
История еще одного героя материала – не менее интересна. 57-летний
Александр убил своего брата за то, что тот выносил из дому вещи и пропивал,
и вообще, превратил родительский дом в притон. «Друзья научили меня бить
так, чтобы не носить нож, - рассказывает собеседник. – Вот я и избил брата
без холодного оружия, руками и ногами. Но переборщил и убил его. Хотя он бы
и сам вскоре умер – от пьянки, поскольку ходил уже как тень». Осужденный
вспоминает свою жизнь как бессмысленную, мол, семьи не было, работы – тоже,
мотался по заработкам, в погоне за материальным не было времени подумать о
моральном. А здесь появилась возможность позаботиться о душе. Александр
посещает все богослужения. «Здесь я полностью с Богом», - говорит мужчина.
О болезнях телесных
Самое распространенное заболевание заключенных – это туберкулез. Не
удивительно, что подхватить палочку Коха опасаются не только те, кто
отбывает наказание в колонии, но и те, кто по долгу своей службы вынужден
непосредственно контактировать с осужденными, а также – родственники,
приезжающие на свидания. Конечно же, риск есть всегда, но данный вопрос
находится под тщательным контролем. Согласно нормативным требованиям
профилактическое флюорографическое обследование ОГК с 2015 года должно
проводиться 2 раза в год, в отличие от прошлых лет, когда обследование
проводилось только 1 раз в год. 100% спецконтингента обследуются. При
выявлении заболевания подопечные отправляются в специализированную
туберкулезную больницу. В Сумской ИК №116 за последние несколько лет не
зарегистрировано ни одного случая смерти от туберкулеза… Все впервые
обнаруженные в текущем году больные были сразу изолированы от здоровых лиц
в изолятор медицинской части учреждения. Несмотря на то, что должность
врача-фтизиатра согласно штатному расписанию в Сумской ИК № 116 не
предусмотрена, у всех лиц с подозрением на туберкулез были взяты анализы
мокроты и направлены в лабораторию г. Харьков».
Что касается инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, то
осужденные в полной мере обеспечиваются средствами предохранения. Свою
лепту в здоровье заключенных вносят и различные волонтерские и религиозные
организации.
Оксана Ковалева
Поділитися в соціальних мережах:
Знайшли помилку у статті? Виділіть слово/кілька слів та натисніть Ctrl+Enter