Новость из категории: Статьи

Троицкий пятипрестольный собор Глухова (Главный Собор города конец 18 начала 20 веков)

Да, наследим себе Святилище Божие,

И взыщут Имени Твоего Господи…..

(Церк. Слав.)


 
(Общий вид собора с колокольней. Фото П. Лютого, 1903 г.) 

Троицкий собор - это великолепная жемчужина, когда-то украшающая наш город в физическом плане, а в духовном, я верю, он до сих пор, подобно светильнику вожженному, в далёком 18 веке, сияет Славой своею пред Престолом Господним!

Да, наследим себе Святилище Божие, (церк.слав.),-эти строки напоминают нам о том, что Троицкий Собор, это наше наследство, нашего города, и всей Украины, ибо город Глухов, был когда- то главной административной единицей гетманской Украины. … и взыщут Имени Твоего Господи(церк.слав.),- это говорит о том, что Троицкий собор, являлся и является носителем имени Господнего Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа! И воспоминая о своём наследстве, о сем дивном храме, очи нашего сердца начинают лицезреть Имя Бога, восседающего на Престоле в граде нашем!

Для меня, как автора статьи, есть несколько причин побудивших придать огласке этой темы в СМИ: во-первых, это возрождение духовного и культурного наследия Глухова; вторая причина - историческая значимость Троицкого собора для города и Украины; в-третьих - архитектурно-строительная, геодезическая часть.

Разработка этого проекта началась в 2020 году, ровно на 300-летие, подписания решения о переустройстве деревянного храма Пресвятой Троицы на каменный собор.

Работа шла 14 месяцев, с перерывами. Вначале стояла задача - определение места расположения собора.

В данной статье будет предоставлена новая информация, с геодезическими привязками храма, относительно современной карты, а также впервые, после его взрыва 1962 года, его визуализация, и чертежи фасадов.

 

 

Всё началось порядка 6 лет назад, когда я узнал от глуховчан, что Троицкий собор был размещён на месте современного автовокзала, другие источники говорили, просто на площади автостанции, в википедии, что на его месте был разбит сквер. Мне очень захотелось выяснить, всё же настоящее место расположение Троицкого собора с целью установки памятной доски с информацией о нём, и развеять мифы и слухи.

 

Всё таки деревянная церковь Пресвятой Троицы была главным храмом столицы гетманской Украины, а его «потомок» каменный Троицкий собор главным пятипрестольным храмом города. И для меня православного христианина, этот вопрос стал очень важным, что такая Святая жемчужина нашего края была попрана коммунистической властью, а нами забыта.

Хотелось перестать осуждать наших потомков в участии страшных событий касающихся разрушения этого и других храмов на территории нашего государства, и начать проявлять действия по поводу возрождения духовно- культурного наследия нашего края.

Помощь в предоставлении оцифрованных чертежей западного, восточного, южного фасадов, а также немецкую аэросъёмку 1943 года нашего города, предоставил по запросу Александр Мирошниченко, научный сотрудник Глуховского заповедника.

Чертежи и визуализация выполнены Александром Журбой сотрудником нашей строительной компании «Эталон времени».

Благодаря этой аэросъёмки, а также другим картам и фото собора конца 19 начало 20 веков, была произведена привязка сооружения к современной карте.

Были определены статические вехи, находящиеся во время съёмок 1943 г., и сохранившиеся до сегодняшнего времени. Это храм Святого Николая Чудотворца, и дом помещика П.П.Лютого, (сейчас детская библиотека ул. Киево - Московская 34), а также бывшее здание малороссийской коллегии, расположенного на «стометровке».

Так как здание детской библиотеки, ближе находилось к нашему объекту, мы выбрали его за точку «ноль» для определения размещения нашего храма сперва на карте немецкой аэросъёмки 1943 года с привязками по восточной и северной частях зданий.

 

Трудность оказалось в том, что привязку делать по спутниковой современной карте, которая интегрируется в обычную графическую, невозможно, так как происходит смещение оснований зданий. Это происходит от того, что спутник производит фотофиксацию земли не под девяносто градусов, а под определённым углом, соответственно трёхмерное здание смещается также в этом направлении. Затем спутниковая карта трансформируется в графическую, - в двухмерное пространство и смещённая плоскость кровли принимается за основание здания. Итого идёт погрешность до четырёх метров. Поэтому нам пришлось неоднократно выравнивать здание, и конечный итоговый результат был зафиксирован после выезда на место, пришлось перемерять рядом находящиеся здания и автовокзал, выстраивать их с привязкой к детской библиотеке, а лишь только затем – накладывать на эту карту Троицкий Собор.

 

В результате было установлено, что наш храм находился под северо-восточным углом во дворе между автовокзалом, 5-этажным и 4-этажным домами по ул. Киево – Московская, 53 и Терещенко 53.

 

Теперь непосредственно о самом Соборе. Троицкий храм вначале был построен как деревянный. Лишь в 1720 году было принято решение о его перестройке из кирпича. Предполагалось что «его длина будет 15 саженей, высота до купола 9 саженей, а чертежи и пропорции как господин Гетман Скоропадский соизволит: на строительство выделить 750 рублей, кроме этого муку, крупу, мясо и масло на прокорм». Рассказывая о судьбе Троицкого собора, архиепископ Филарет Гумилевский приводит перечень происшествий при его строительстве:

 

  • В 1720 году было запланировано строительство Троицкого каменного храма взамен деревянного. Однако после смерти И. Скоропадского работы почти прекратились;
  • Только в 1746 году закончили разборки деревянного собора и заложили новый;
  • В 1748 году произошёл пожар, и почти все, что успели построить, и заготовленные материалы сгорели;
  • В 1759 году здание, наконец, довели до покрытия, но построенная колокольня упала, при этом разрушила угол храма, а на стенах возникли трещины;
  • Строительство возобновили только в 1765 году, привлекая к работе архитектора А. Квасова, но после этого он заболел и поручил надзор за строительными работами своему ученику Ф. Савичу;
  • В 1784 году строительство почти закончили, но снова произошёл пожар, и в соборе сгорело все, что могло гореть;
  • Только в 1805 строительство храма было закончено. По некоторым источникам два верхних престола были освящены в 1799 году, а три нижних в 1805 году, из-за этого возникла путаница, по поводу освящения Собора.

В конце 30-х годов XX века собор был забран у верующих и полностью пришёл в упадок. В 1962 году местная власть снесла Троицкий храм, мотивируя тем, что вид собора портит город, и на этом месте сделали площадь.

На етапі сучасного історичного розвитку Української держави постає необхідність у перегляді своєї політичної, історичної та культурної минувшини й чіткого визначення того, що ми набули, а що втратили, і яке значення все це має для нашого подальшого розвитку. Вивчаючи історію Північного Лівобережжя, науковці дедалі частіше звертаються до втрачених в радянські часи об’єктів історико-культурної та архітектурної спадщини цього регіону. Троїцьким собором, що знаходився у м. Глухові, цікавилось не одне покоління істориків та краєзнавців. Свідченням цього є роботи В.Г. Пуцка, В.Д. Віроцького, А.А.Карнабіди, В.Г. Киркевича , В.В. Вечерського та ін. В цілому ці дослідження мали історико- описовий характер. В. Вечерський більш детально зупинився на характеристиці архітектурного стилю та елементів втраченого храму. Глухівський Троїцький собор посідає унікальне місце в історії архітектури України завдяки своїм високим мистецьким якостям та надзвичайній історії будівництва, сповненій трагічних подій, до яких були причетні найвидатніші українські архітектори XVIII ст.

У загальній технічній характеристиці храму станом на 1959 р. зазначалося, що будівля собору двохярусна, шестистовпна, трьохкупольна, трьохапсидна. Довготривале будівництво відбилося на його архітектурних формах. Розпочате в епоху пізнього бароко, воно закінчилось вже в епоху класицизму. Вплив останнього позначився в оформленні північного, південного та західного входів, на формі куполів та капітелях колонок, розташованих на центральному барабані. За структурою плану і деякими рисами об’ємно-просторового рішення Троїцький собор наближався до Межигірського Спаського собору (особливо його план та оформлення барабану купола). Він також був схожий на збудований І. Скоропадським собор Гамаліївського монастиря, проте з великим впливом традиційного для української архітектури хрестово-купольного типу храму. Це позначилось в піднятті об’єму трансепту до рівня центрального нефу, який значно вищий бокових нефів. Завдяки цьому церква вийшла начебто двоповерховою чи двоярусною. Собор тринефний у плані, у східній частині завершений трьома апсидами (середня – напівциркулярна, бокові – у вигляді закруглених прямих кутів). Перший ярус прямокутної форми мав 11 віконних отворів, декорованих архівольтами із замковими каменями. Західний та південний входи були оформлені портиками, які завершувалися напівзруйнованими аттиками. Під портиками знаходилися великі вікна з напівциркулярними перемичками. Вони обрамлялися гладкими наличниками з замковими каменями. Над вікнами розташовувалися трикутні сандрики. План другого ярусу мав форму хреста.

11 віконних отворів зі вставленими металевими решітками були обрамлені наличниками прямокутної форми, які досягали карнизу, розкрепованого над наличниками. Площина стін собору прикрашалася пілястрами, кути декорувалися здвоєними пілястрами Виступ середньої апсиди також прикрашався пілястрами та увінчувався з трьох сторін аттиками напівциркулярної форми. Отвори в аттиках були закладені цеглою. Тиньківка стін, викладених цеглою червоного кольору, частково була втрачена. Над средохрестям, на перекинутих між чотирма стовпами арках, розташовувався восьмикутний барабан, який ніс восьмигранний купол. Дві гілки трансепту і західна гілка храму були перекриті двоскатними дахами, над західною гілкою вкомпановувався сферичний купол (назовні було видно тільки його невеличку частину). Четверта гілка хреста, середня апсида, покривалась напівсферичним куполом із ліхтарем над ним. Торці трансепта і західна частина собору увінчувалися трикутними фронтонами. Купол над апсидою, як і купол над східною частиною храму, завершувався ліхтарем. Зовні на гранях середнього підкупольного барабану знаходились пучки коринфських колон. Між ними розташовувались віконні отвори з напівциркулярним завершенням, обрамлені наличниками із замковими каменями. Купол завершувався восьмигранним ліхтарем, також прикрашеним колонками.

Евгений Тищенко



Поделиться в соцсетях:

Нашли ошибку в статье ? Выделите слово/несколько слов и нажмите Ctrl+Enter

Похожие новости